25 марта 2015

Революция роботов: начало

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сообщил, что к 2020 году в стране произойдет революция. Правда, не политическая, а технологическая: с этого периода в Японии начнется «эра роботов» — андроидов будут использовать повсеместно: в производстве, сельском хозяйстве, медицине, строительстве.

Как следует из заключения специально созванной комиссии при правительстве страны, до 2020 года на осуществление задуманного власти Японии намерены потратить 2,4 трлн иен (около $20,33 млрд) — это в 4 раза превосходит размеры нынешних расходов. «И частные компании, и государственные институты должны объединиться для осуществления этой задачи. Этот год должен стать началом новой эры», — призвал сограждан Синдзо Абэ.

Мой друг гуманоид

Причину подобной любви к высокотехнологичным устройствам эксперты уже объяснили: это связано со старением общества, сокращением трудоспособного населения и необходимостью физической замены человека техникой на рабочих местах. Не секрет, что японская нация стареет быстрее любой другой в мире, а крайне низкий уровень внешней миграции лишь довершает безрадостную картину. Это и вынуждает власти страны принимать нестандартные решения. Роботы «плодятся» в Стране восходящего солнца как никогда стремительно и поражают людей все более необычными «знаниями и умениями». К примеру, в этом году в розничную продажу там поступил гуманоид Pepper, умеющий не только поддерживать беседу и понимать выражение лица человека, но и реагировать на его настроение. Как уверяют разработчики чудо-киборга, Pepper может выполнять простейшие поручения, помогать по дому и скрашивать жизнь одиноких людей. Правда, стоит такой друг недешево — около $2 тыс. И это не предел. Дело в том, что, предваряя начало выпуска робота, компания-изготовитель объявила о продаже первых 200 экземпляров специалистам по принципу лотереи. Участвовать в ней могли только программисты и инженеры. Как пояснили представители предприятия, это сделано для того, чтобы независимые специалисты, «обкатав» гуманоида у себя дома, могли предложить новые свежие идеи для дальнейшего совершенствования робота. А вместе с количеством функций неминуемо возрастет и его цена.

Не менее «ярко» о достоинствах гуманоидов миру напомнил японский банк The Bank of Tokyo. Его руководство анонсировало, что с апреля этого года будет «брать» на работу человекообразных роботов, и это станет первым в истории фактом официального трудоустройства киборгов. В обязанность новым работникам вменят консультирование клиентов по разным вопросам. Роботы «Нао» с тремя пальцами были разработаны французской фирмой Aldebaran Robotics SA. Пятикилограммовые железные «клерки» свободно передвигаются и жестикулируют, они также оснащены сенсорами и камерам и могут поддерживать беседу на 19 языках, распознавать человеческие эмоции, анализируя мимику. По мнению руководства банка, эти создания способны сделать атмосферу в финансовой
организации более легкой и веселой, что будет способствовать притоку посетителей.

Их не догонишь?

«После детального анализа роботостроения в мире мы поняли: абсолютными лидерами в этой сфере сегодня являются Япония, Китай, Южная Корея и США, — рассказывает Наталья Куракова, директор Центра научно-технических экспертиз Российской академии народного хозяйства и государственной службы. — Все остальные страны по количеству выданных патентов в области робототехники отстали от них в десятки, а то и сотни раз». По словам эксперта, шансы России добиться успеха на мировом рынке киборгов сегодня просто мизерны: 80% патентов, которые были в последнее время выданы внутри России изобретателям робототехники, достались отнюдь не резидентам нашей страны, а представителям все тех же четырех государств. «То есть мировые драйверы роботостроения, запатентовав свои разработки, успели закрыть возможность для наших компаний продавать свою продукцию даже на внутреннем рынке», — подчеркнула Наталья Куракова. Еще одним фактором, поставившим крест на быстром внедрении «умных железяк» в российские реалии, стало полное равнодушие к ним со стороны владельцев крупных промышленных предприятий. «Пока что со стороны реального сектора экономики не удается обнаружить ни малейшего более-менее серьезного спроса на них», — отметила эксперт.

«Лежит на боку» в нашей стране, по мнению специалистов, и так называемая сервисная робототехника: в России в отличие от западных стран ни в медицине, ни в банках, ни в сельском хозяйстве «умные железяки» использовать не торопятся. Так, по подсчетам экспертов, только для проведения урологических операций российским больницам сейчас необходимо порядка 500 роботов. Но пока что в клиниках стоят лишь 20 подобных установок, и все они американского производства.

В настоящее время роботы-медики «трудятся» лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и на дальневосточном острове Русский. Хирурги управляют конструкцией дистанционно с помощью джойстиков, и операция проводится в максимально стерильных условиях. Еще один плюс от этого ноу-хау — заметное снижение вероятности осложнений после операции. «Время пребывания в стационаре снижается в четыре раза, сантиметровые разрезы заживают через трое суток, операция не приводит к инвалидизации», — подчеркнул Дмитрий Пушкарь, главный уролог федерального Министерства здравоохранения.

Пожалуй, единственная сфера, где отечественные ученые демонстрируют по-настоящему выдающиеся результаты, — это так называемая «экстремальная робототехника». «Речь идет о роботах, используемых в космосе, глубинных водах, военном деле, при чрезвычайных ситуациях», — пояснили в питерском ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Правда, причина подобных успехов — в заделе, который остался со времен СССР. В то время ученые осознавали: возможности человеческого организма не безграничны, и если уж мы собрались активно осваивать тот же космос, то нужно создавать искусственный интеллект, который этим займется.

«К сожалению, к настоящему времени многие из советских наработок были утрачены, производством роботов, как правило, занимаются небольшие компании и научно-исследовательские центры. И нам нужно срочно создавать новые, более крупные предприятия, которые выведут этот род деятельности на другой, более масштабный уровень», — уверен Михаил Емельянов, первый заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ. По словам депутата, правительственная программа по развитию робототехники в стране уже действует, но производителям киборгов нужны дополнительные преференции — в том числе налоговые льготы, проектное финансирование, государственное субсидирование. Однако приходится признать, что в нынешних экономических условиях добиться этих преференций маловероятно.

Без работы не останемся!

Впрочем, быть может, нам даже не стоит по этому поводу расстраиваться? У этой медали ведь есть и другая сторона. Только за последние месяцы с очень похожими заявлениями об опасности неконтролируемого развития искусственного интеллекта выступили сразу две звезды научно-инновационного мира: Стивен Хокинг и Билл Гейтс. Не поднимая восстаний, роботы кропотливо и последовательно осваивают человеческие профессии, грозя оставить многих из нас без работы, — совсем скоро они станут отличными и дешевыми водителями, дворниками, курьерами, грузчиками, продавцами. Индустриальная революция автоматизировала ручной труд, цифровая — мало-помалу автоматизирует интеллектуальный, предупреждают ученые. «Полноценный искусственный разум, однажды возникнув, станет сам себя совершенствовать со все возрастающей скоростью. Возможности людей ограничены слишком медленной эволюцией, мы не сможем тягаться с машинами и проиграем», — заметил Стивен Хокинг. «Программные субституты для самой разной деятельности — будь то водители, официанты или сиделки. …Эти технологии прогрессируют. …Со временем технология будет снижать спрос в работе, особенно в нижней части профессионального спектра. Через 20 лет спрос на труд во многих областях деятельности будет существенно ниже, чем сегодня», — вторит ему Билл Гейтс.

Между тем российские эксперты не так однозначны в своих оценках развития робототехники и ее влияния на рынок труда. «Конечно, повсеместное внедрение роботов «выдавит» людей из некоторых видов трудовой деятельности — и найти применение своим силам смогут только те работники, которые получили хорошее образование, — считает Дмитрий Новиков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям. — В этой связи мне кажутся странными политика, направленная на бездумное сокращение количества вузов в стране, и все чаще звучащие призывы к школьным выпускникам не стремиться получить высшее образование, а довольствоваться училищами и техникумами. Как ни крути, за роботами будущее, и рано или поздно простейшие задачи на предприятиях смогут выполнять они. Конечно, любую робототехнику нужно обслуживать, отдельные производства требуют стерильного помещения, и следить за соблюдением этой стерильности сможет только человек. Но даже в этих случаях потребуется повышение уровня квалификации работников. Не случайно в СССР, где развитию робототехники уделялось немало внимания, шли разговоры о необходимости внедрения всеобщего высшего образования. Те же самые разговоры, кстати, сегодня ведутся и в Японии».

А вот Евгений Петелин, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, полагает, что массовое распространение роботов никак не может способствовать росту безработицы. В доказательство своего мнения он приводит статистику: в России в 1991 году работало около 72 млн человек, в 2014 году — 71,5 млн человек. При этом все последние годы анонсировалась цель — увеличить численность занятого населения в стране на 25 млн человек, в том числе за счет внедрения инновационных технологий. Пока что сделать этого не удалось. В то же время в США в 1991 году работало 118 млн человек, в 2014-м — 146 млн человек. «Было бы странно заподозрить, что все это время в Штатах стремительно деградировал научный потенциал, из производства вытеснялась техника и все больше работ приходилось выполнять «руками», — делает вывод Евгений Петелин. — Так что взаимосвязь между внедрением роботов и безработицей совсем другая. Масштабное использование роботов позволит создавать новые, крупные производства, которые, в свою очередь, потребуют привлечения новых кадров. Будут созданы новые технологичные цепочки, и люди здесь вряд ли останутся в проигрыше».
Источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за ваш комментарий.
Он будет опубликован после проверки.