15 февраля 2013

Google стремится изменить мир при помощи искусственного интеллекта

У корпорации Google Inc. новый техдиректор. Сектор технологических исследований в декабре 2012-го возглавил 64-летний доктор Рэймонд Курцвейл — бизнесмен, инженер, изобретатель, футуролог и автор семи книг, пять из которых стали бестселлерами.


Чтобы оценить масштаб Курцвейла-изобретателя, достаточно упомянуть, что он первым стоял у истоков технологии распознавания текстов. В 1970-х его компанию, разработавшую этот метод, купила корпорация Xerox — по нынешним деньгам сделка принесла Рэймонду около $500 тыс. Следующим проектом была система распознавания речи, затем разработка нового поколения синтезаторов и устройство, вслух читающее книги слепым.

Разработки Курцвейла используются до сих пор и приносят автору неплохой доход в виде роялти. А собственный хедж-фонд изобретателя с 1999 года финансируется за счет средств, заработанных программой FatKat — автоматизированной системой для игры на фондовой бирже.

Рэймонд Курцвейл давно входит в клуб миллионеров. Помимо компании, проданной Xerox, на его счету пять, как сейчас сказали бы, стартапов, в разные годы купленных крупными корпорациями. Плюс ежегодно он зарабатывает около $1 млн. на авторских отчислениях от издания книг — почти все они разошлись миллионными тиражами на многих языках. Но личного состояния бизнесмена не хватает, когда речь заходит о последней страсти Курцвейла: искусственном интеллекте, теоретическими исследованиями которого он занимается последние 20 лет.

В первом после назначения интервью порталу Singularity Hub Курцвейл подтвердил, что корпорация предоставила ему достаточно средств, чтобы перейти от теории к практике. По словам нового техдиректора Google, конечная цель проекта — применение системы искусственного интеллекта в ядрах основных служб: поиске, ответах на вопросы и
определении личности каждого пользователя системы. "Проект, который я собираюсь реализовать в Google, сосредоточен на восприятии и осмыслении естественного языка, — объясняет Рэй Курцвейл. — У подобной системы может быть множество применений, но в первую очередь мы хотим дать компьютерам способность понять и оценить то, что они читают".

Взаимодействие искусственного интеллекта с людьми и на таком уровне невозможно без сбора колоссального объема персональной информации о каждом из пользователей. "Через несколько лет система сможет дать ответы на большинство вопросов раньше, чем эти вопросы будут заданы, — объясняет новый техдиректор корпорации. — Ведь она заранее будет досконально знать все то, что вас интересует, и что вы хотите увидеть".

Корпорация располагает колоссальными объемами данных — от панорамных снимков улиц городов, собственной цифровой библиотеки из десятка миллионов томов и базы научных работ до карт Земли, Марса или Луны. Соответствующие функции и сервисы — Google Street View, Google Books, Google Scholar и т.п. — всегда были убыточными и воспринимались скорее в качестве личной прихоти Ларри Пейджа и Сергея Брина. Особенно если учесть, что большая часть этих данных отсутствовала в публичном доступе. С появлением Курцвейла и официальным признанием работы над искусственным интеллектом все становится на свои места. Street View — основа для навигации робомобилей, испытания которых Google ведет с 2010 года. Google Books — отличная база для натаскивания искусственного интеллекта. А Google Scholar вполне может служить основой для будущих работ по самообучению и самопроизводству искусственного разума.

Превращение поисковика в глобальную систему слежения с возможностями, которым позавидовал бы и Big Brother Джорджа Оруэлла, выглядит пугающе. Но гораздо большие опасения вызывает другое. Дело в том, что по теории Рэя Курцвейла мы стоим на пороге эры технологической сингулярности — скачкообразного, экспоненциального развития вычислительных технологий, которые раз и навсегда изменят окружающий мир. Причем изменят значительно больше, чем это произошло во времена первой или второй промышленных революций.

По Курцвейлу, мир, прошедший точку сингулярности, — это мир нанороботов, тотального контроля и полной автоматизации всего, что можно автоматизировать. Это мир искусственного интеллекта, многократно превосходящего человеческий и полностью контролирующего все происходящее на планете. Мир, в котором практически бессмертные люди играют второстепенную роль под присмотром умных машин.

Теории Курцвейла выглядят фантастически и у них есть масса критиков. Но факт остается фактом: большинство из более чем сотни его предсказаний, сделанных на период до 2012 года, сбылись. Хотя еще в конце 1990-х распознающие голос смартфоны, роботы-автомобили и карманные компьютеры, превосходящие по мощности суперсистемы, способные обыграть чемпиона мира по шахматам, тоже выглядели несбыточной мечтой. Другими словами, большая часть того, что предсказывает Курцвейл, вполне может превратиться в реальность. Особенно если учесть, что в распоряжении изобретателя оказались колоссальные базы данных и практически неограниченные финансовые возможности корпорации с выручкой более $50 млрд.

1 комментарий:

  1. Да это ведь круто, только надо к этому добавить Ресурсо-Ориентированную Экономику, которую продвигает проект Венера, Жак Фреско. http://www.thevenusproject.com/ru

    ОтветитьУдалить

Спасибо за ваш комментарий.
Он будет опубликован после проверки.