02 мая 2015

Голливудские фильмы против искусственного интеллекта

Эксперты считают, что тот искусственный интеллект, что показывает и популяризует Голливуд, имеет мало общего с настоящими технологиями завтрашнего дня.
Роман Голливуда и будущего длится уже давно. Ему почти сто лет, если считать с 1927 года, когда на экраны вышел классический научно-популярный фильм Metropolis. Именно тогда кинозрители впервые смогли получить представление о мрачных технологиях будущего.
Какие и многие последующие фильмы, Metropolis показывал антиутопический вариант отдаленного будущего. Создатели фильма поставили вопрос о том, что может произойти, если научно-технический прогресс выйдет из-под контроля.
Полностью ответа на этот вопрос нет и по сей день, и тем более в области искусственного интеллекта (ИИ).
Между тем ИИ – это крайне сложная технология даже для понимания, не говоря уже о создании. Поэтому в голливудских блокбастерах ограничения этой технологии принято расширять, чтобы вписать ее в требуемый сценарий. Иными словами, тот искусственный интеллект, что показывает и популяризует Голливуд, имеет мало общего с настоящими технологиями завтрашнего дня.
«В ближайшие годы у ИИ нет никаких шансов захватить мир, – говорит Чарли Ортиз, старший главный менеджер группы искусственного интеллекта и разума в лаборатории естественной речи и интеллекта Nuance. – Учитывая отдаленность этого момента, есть много других вариантов, по которым может развиваться сценарий. Он может развиться в нечто гораздо более полезное, основанное на совместной работе и даже способное учить нас при необходимости».
В каком состоянии искусственный разум пребывает на данный момент? Почти все существующие сегодня технологии – это системы персональных помощников, работающие с помощью голоса и сенсорных экранов, и никакого самосознания у них нет и в помине.
«Мы еще очень далеки от создания чего-то, хотя бы отдаленно человекоподобного, – говорит Тим Таттл, гендиректор и основатель компании Expect Labs, занимающейся проблемами ИИ. – Но мы близки к созданию систем, которые хорошо выполняют какие-то конкретные задачи».
Это такие системы, как Siri от Apple, Cortana от Microsoft и Dragon Mobile Assistant от Nuance. Это более реалистичная версия ИИ, доступная для массового пользователя. Есть более сложные системы, например Watson от IBM, в которых границы ИИ раздвигаются чуть дальше и акцент делается на глубоком обучении и когнитивном компьютинге.
В ближайшую пару лет ИИ будет развиваться очень быстро, но это развитие будет контролируемым и отвечающим первоначальной задаче – помощь человеку во взаимодействии с технологией.
По словам Ортиза, в ближайшем будущем ИИ будет идти по пути развития диалога, общения с человеком. Люди смогут подолгу разговаривать с ИИ-системами, как с другими людьми. Усилится элемент самосознания, но он будет направлен только на отношения компьютера с человеком.
«Это важно по той причине, что если система не может вам помочь или не понимает ваши слова, ей нужен еще один диалог об этой проблеме, чтобы дать более информированный ответ, – объясняет Ортиз. – Мы хотим, чтобы системы знали больше о ваших личных предпочтениях на основе вашего взаимодействия с ними до того. Они не должны повторно задавать одни и те же вопросы».
За кулисами технологии, по словам Ортиза, сейчас идет активная работа над созданием больших систем знаний для использования совместно с ИИ. Это необходимо для того, чтобы ИИ-системы могли взаимодействовать с людьми в разных областях. Лидирует в этом IBM Watson, а индустрия в целом пока отстает.
«Главным камнем преткновения является стремление повысить объем общего интеллекта в системах», – говорит Ортиз.
Но камни преткновения постепенно превращаются в камни для строительства, и ИИ-технологии все-таки развиваются. Рано или поздно они проникнут во все компьютерные системы, с которыми мы взаимодействуем.
«В ближайшие 10–15 лет вы сможете подойти к устройству и поговорить с ним, чтобы оно сделало нужную вам операцию, – говорит Таттл. – Это изменит способ взаимодействия с компьютерными устройствами. Это будет одна из самых интересных трансформаций».
Но есть еще один аспект, о котором нельзя забывать. На данный момент ученые не могут даже представить, каким образом ИИ может непредсказуемо развиться вплоть до появления у него гиперсознания. Но это не значит, что такой возможности в принципе нет.
Таттл объясняет, что эта линия рассуждений основана на двух очень простых наблюдениях. Во-первых, скорость изменений в сфере ИИ нарастает, наши компьютерные системы, которыми мы пользуемся каждый день, становятся умнее быстрее, чем когда бы то ни было.
Второе наблюдение связано с нашей собственной природой. Например, когда люди взаимодействуют с чем-то менее разумным, они начинают скучать или расстраиваются. Следовательно, если ИИ будет похож на человека, но при этом умнее, то у него может появиться такая же реакция при общении с человеком.
«Обе эти предпосылки допускают настолько широкие отклонения и предположения, что любые споры на эту тему больше философские по природе, чем научные», – говорит Таттл.
В самом ИИ-сообществе, говорит Таттл, принято считать, что страхи на эту тему, раздутые популярной культурой, приносят больше вреда, чем пользы.
«Если сравнивать наши сегодняшние технологии с тем, что может быть в будущем, это какнарисовать из палочек Давида Микеланджело,– говорит Таттл. – Предотвращение ИИ-апокалипсиса – это как проблема перенаселения Марса. Теоретически появиться когда-то в будущем она может, но сейчас ученые не знают, как туда прийти».
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за ваш комментарий.
Он будет опубликован после проверки.