16 апреля 2013

Искусственный интеллект – родом из детства

Дмитрию Аксенову всего двадцать. В этом году в университете Бата он получит свой диплом бакалавра.
Именно для него университет впервые в своей истории сделал иск­лючение и принял студента, которому бы­ло 16 вместо положенных 18-ти. Но студентом Дмитрий оказался никудышным: занятий не посещал, так как был слишком занят. Есть даже подозрение, что в конце учебного года и Дмитрий, и университет будут рады друг от друга избавиться.
Чем же был так занят Дмитрий? А вот чем: он основал компанию London Brand Management, в которой под его руководст­вом 20 человек занимаются… искусственным интеллектом.
Дмитрий рассказал о том, как искусственный интеллект в его исполнении помогает развиваться крупнейшим брендам в мире, как правильно продавать свои разработки крупным компаниям и о том, что на рынке труда в сфере IT не хватает не только рабочих мест, но и подходящих специалистов.
С чего начинаются айтишники
Психологи не зря говорят, что в человеке все идет из детства. Когда Диме было семь лет, родители подарили ему компьютер, на котором можно было программировать, и конструктор «Лего». С этих игрушек и началось его увлечение искусственным интеллектом и роботами. Соединив игрушки вместе по такому же принципу, как машинка присоединяется к пульту дистанционного управления, он проводил с ними дни и ночи, пытаясь на­учить поделки из конструктора самостоятельно управлять собой через компьютер и, на­пример, объезжать углы. В итоге это увлечение пере­росло в полномасштабные занятия искусственным интеллектом. Когда ему было 16, Дима по­бедил на всех региональных соревнованиях, а также в со­ревновании «Шаг в будущее» при МГТУ им. Баумана. По­этому его отправили в Лондон представлять Россию на международном конкурсе молодых исследователей. Дима вспоминает: «На конкурс я привез робота, у которого был ис­кусственный интеллект: он мог распознавать объекты, звуки и ориентироваться в пространстве. В частности – ездить по комнате и собирать разбросанные кубики разного цвета, а потом вык­ладывать из них флаги Рос­сии и Великобритании».
Кстати, когда Дима впервые приехал в Великобританию, на границе с ним случилась за­бав­ная
история. Его не хо­тели пускать в страну, так как ор­га­низаторы невнимательно про­читали анкету, не заметив его нежный возраст, и не пос­лали никого встречать юного российского делегата в аэропорту (что полагалось делать по закону). Зато бумаги тщательно проверили офицеры UKBA и задержали Дмитрия на пару часов, чтобы выяс­нить, откуда взялся этот юно­ша с роботом и что ему нужно от подданных Ее Вели­чества.
Несмотря на казус на гра­ни­це, Дмитрий понял, что учиться хочет в Великобри­та­нии – и поступил в университет Бата изучать бизнес. Но учиться было скучно, роботы оказались увлекательнее.
Тогда, чтобы превратить свое хобби – искусственный интеллект – в прибыльное де­ло, Дмитрий открыл ком­панию London Brand Manage­ment.
«Для начала я сделал про­ект, который помогал студентам писать дипломные работы, – говорит Дмитрий. – С его помощью можно было хранить и структуриро­вать ссылки и прочую ин­фор­ма­цию, а также проверять работы на плагиат.
И хотя им до сих пор пользуются несколько тысяч студентов, он не приносит мно­го денег, поэтому мы на­чали делать проекты для крупных компаний».
На страже здоровья
На сегодня основное направление компании London Brand Management – это искусственный интеллект, который помогает представителям са­мых разных секторов извлекать пользу из больших баз данных. Недавно компания начала сотрудничать с NHS (Национальной службой здра­воохранения). «Нашей систе­мой пользуется один из ли­дирующих госпиталей в области лечения рака, – говорит Дима. – Доктора заметили, что па­циенты не склонны следить за небольшими изменениями в своем состоянии. Они не обращают внимания на незначительное повышение температуры или легкую го­ловную боль и, естественно, не сообщают обо всех этих мелочах врачу. Но в случае с раком – любой симптом мо­жет быть очень важным. По­этому мы разработали та­кую систему, когда человек с помощью СМС, электронной почты или аккаунта на сай­те может записать в свою историю болезни сообщение о малейшем изменении сос­тояния. Таким образом, когда он снова придет на прием, док­тор будет иметь гораздо бо­лее полную картину его сос­тояния. К тому же наша система понимает, о чем именно сообщает человек, мо­ментально анализирует его личную карточку и, в слу­чае необходимости, предупреждает пациента о том, что ему надо принять меры, или по­сылает доктору ин­формацию с пометкой «срочно».
Идеальный продавец
Второе направление работы компании – виртуальный ас­систент. Многие заметили, что в больших магазинах, особен­но продающих технические но­винки, продавцы часто не успевают детально изучить характеристики товара и по­рой не могут ответить на воп­росы покупателей. Поэтому сегодня многие бренды заин­те­ресованы в виртуальном ас­систенте, которого и разрабатывает Дмитрий с коллегами. «Мы сделали такого робота, который заменяет продавца в магазине, – говорит Дмит­рий. – Через магазинный план­шет или через смс кли­ент может задать ему лю­бой вопрос, например: «Мо­жет ли этот телевизор про­игрывать презентации в Po­werPoint?», и получить от­вет в течение 3-х секунд». Сей­час этот робот запускается в крупнейших лондонских ма­га­зинах бытовой техники. «Са­­­­мое интересное, – добав­ляет наш собеседник, – что наша система понимает нас­тоя­щую человеческую речь. Нап­ри­мер, она понимает сок­ра­щения, которые так лю­бят тинейджеры. А также ищет ответы на вопросы, не от­носящиеся к бытовой тех­­ни­ке. То есть робота можно спросить и о том, какая по­года будет на этой неделе на юге Испании. В те­чение трех секунд он найдет ответ. Ког­да мы делаем презентации этого продукта, мы не рассказываем о технологии, мы просто просим присутствующих задать роботу любой вопрос. Когда через три секунды им на те­лефон приходит осмыслен­ный от­вет – у всех открываются рты, а мы выглядим круто».
В России – откат, в Англии – комиссия
Технологии технологиями, но свои разработки надо еще и правильно продавать. Дмит­рий советует в общении с круп­ными клиентами никогда не ставить акцент на то, ка­кую прекрасную технологию вы предлагаете – здесь надо быстро и четко рассказать о том, как она поможет именно им. «Самая большая проблема в том, что стартапы прос­то не знают, на каком язы­ке говорят большие компа­нии, – рассказывает он. – Мы сделали много ошибок, прежде чем поняли, что [с крупными клиентами] нужно как мож­но меньше говорить о технологии и как можно больше – о том, что интересует клиента. Потом о том, как это решает их проблему, а не о том, какая замечательная эта технология.» Прийти к этому пониманию ему помог Джошуа Брандон – глава ко­манды, которая занимается продажами. Интересно, что до того, как прийти в London Brand Management, он ушел на пенсию, но, заметив про­ект, решил присоединиться: идея продавать искусствен­ный интеллект буквально вы­тащила его с гольф-корта на­зад на работу.
И еще одно очень важное правило – не забывать «быть щедрым». Наш собеседник уже встречался со всем топ-менеджментом LinkedIn, Twit­ter и Facebook: «Они имеют нас в виду, и, когда к ним приходит очередной бренд, который хочет прод­вигать-ся через соцсети, то они рас­ска­зывают и о нашем про­дук­те, и есть шанс заце­питься». Для этого-то Дмит­рию и надо «быть щедрым»: В России это называется «от­кат», а в Анг­лии называется «комиссия». «В Англии все делается ле­гально, но суть одна и та же. Зависит от конкретного случая, но диапазон по рынку за представ­ление круп­ным брендам – от 10 до 25%. Если речь идет о еди­но­разовом пла­те­же, то ко­мис­сия бол­ьше, если комис­сия идет с каждой транзак­ции на про­тяжении несколь­ких лет – то меньше. В сред­­нем за пос­редничество в по­доб­­ного рода сделках пос­ред­ник полу­чает 15% от сум­мы сделки», – де­лится секретами Дмитрий.
Кому рабочее место?
Помимо названных направле­ний London Brand Manage­ment занимается еще 18-ю проектами и постоянно ищет сотрудников. Дмитрий рас­ска­зывает: «Интересно, что все газеты пишут, что в Анг­лии безработица. Лично у нас дру­гая проблема – нет подходящих кадров! Мы стараемся платить зарплаты, которые были бы выше средних по рын­ку. Стартовая зарплата – 23-25 тыс. фунтов. И все равно мы уже мно­го недель ищем человека, который по­может нам обучать компью­тер. Грубо говоря, нужно прос­то говорить машине, ког­да она думает правильно, а когда нет. Это может де­лать человек без специального образования, главное, чтобы он влился в коллектив, привнес в него свежую струю, не относился к работе формально и любил свое дело. Я с удовольствием взял бы кого-то с гуманитарным или даже ли­те­ратурным образованием. Ведь важен не диплом, а адек­ватность мышления, любов­ное отношение к работе и пози­тивный настрой. Оказы­ва­ется, что найти такого че­ловека довольно сложно! Ведь, хотя мы и занимаемся ис­кусственным интеллектом, нам нужны сотрудники с настоящим, человеческим!»
Попробуйте, может быть нужны именно вы.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за ваш комментарий.
Он будет опубликован после проверки.