27 марта 2013

Google и искусственный интеллект: 3 задачи Рэя Курцвейла

Два года назад, когда известного футуролога, автора теории технологической сингулярности Рэя Курцвейла спросили, чего ему не хватает, чтобы ускорить появление искусственного интеллекта, он ответил так: нужны данные о каждом из 2 млрд интернет-пользователей, а еще лучше – о каждом из 7 млрд жителей Земли, даже о тех, которые не знают о существовании сетей и мобильных телефонов. 

Пожелания Курцвейла, как это и должно быть, оказались в чем-то провидческими: в декабре прошлого года он перешел на работу в Google, возглавив проект «в области машинного обучения и обработки естественного языка». Данные о каждом жителе Земли крупнейшая интернет-компания Курцвейлу не предоставит, а вот аналитика по 2 млрд интернет-пользователей для главного поисковика планеты – цель вполне достижимая.

Свои задачи Курцвейл описал в двух интервью – январском и мартовском. Он будет учить компьютеры Google не просто отвечать на запросы к поисковику, основанные на ссылках и словах, а понимать естественный язык, анализировать семантический контекст. У интернет-компании уже есть проект Knowledge Graph, который теперь напрямую курирует Рэй, – база из 700 млн смысловых конструкций и миллиардов связей между ними. На его основе и будет разрабатываться гугловская система искусственного интеллекта, которую, по плану, внедрят в
ядра основных сервисов Google – в первую очередь в поиск и ответы на вопросы.



Кроме того, Курцвейл отметил, что его команда разрабатывает ПО, которое будет «вдохновлено природой», а обучаться сможет таким же образом, каким обучается человеческий мозг, в рамках той же иерархической структуры.



Пока все это кажется общими словами. Но если внимательно присмотреться к теориям Курцвейла и сопоставить их с информацией о внутренних разработках Google, становится понятнее, к чему на практике может привести сотрудничество интернет-компании и футуролога.  

Эмоциональные технологии

Про поиск и семантический анализ давно говорят и Сергей Брин, и Ларри Пейдж. У Google есть разнообразные наработки в этой области, которые пока, впрочем, далеки от практической реализации. Курцвейл описывает будущее, которое он программирует уже сейчас так: «Система будет знать на семантически глубоком уровне все то, чем вы интересуетесь, а не только основные темы ваших интересов. Я предполагаю, что через несколько лет система сможет дать пользователю ответы на большинство вопросов раньше, чем эти вопросы будут заданы, ведь система уже будет досконально знать все то, что интересует вас и что вы хотите увидеть». 

Мы получим индивидуальные ответы на поисковые запросы, которые будут учитывать и весь опыт пользователя в интернете, и контекст его интересов, и его характер. Курцвейл считает, что одна из главных проблем массовых интернет-сервисов заключаются в том, что они не учитывают человеческий темперамент. 


Эмоциональный интеллект (EQ) влияет на наше поведение и определяет наши интересы в интернете сильнее, чем жажда информации, эрудиция и аналитические способности. 


Анализ слов и словосочетаний, которые мы ищем, их последовательность, формы заданных вопросов, ссылки, на которые мы нажимаем в первую очередь, когда получаем ответ от системы, и даже опечатки с орфографическими ошибками – все это гигантская база для «машины Курцвейла». Обработав эти данные, она угадает, с какой целью мы делаем тот или иной запрос, какой сегмент из всего объема информации для нас приоритетен, какая информация для нас действительно важна, а какая просто интересна или уже известна. Google должен стать эмоциональным роботом, который не просто выдает механические ответы, но и понимает настроения пользователей по ту сторону экрана.

Cуперсервис Q&A

Автоматический сервис Q&A, который сможет оперативно ответить на любой по-человечески сформулированный вопрос пользователя, известный венчурный инвестор Питер Тиль называет интернет-сервисом мечты. Если кто-то и способен создать нечто подобное, то это именно Google с Курцвейлом. Компания давно развивает семантический поиск на основе Knowledge Graph, но работает он пока с ограниченным списком вопросов (время, география, курсы валют, некоторые математические задачи) или просто выдает дополнительную справочную информацию об объектах поиска. 


Планы Курцвейла масштабнее: используя возможности Google, он хочет создать универсальную машину ответов, которая бы не ограничилась ссылками на цифры, статистику и энциклопедические факты. 


В мире будущего, который предрекает футуролог, ответы на конкретные вопросы мы будем получать не в виде списка ссылок на сторонние ресурсы, а в сложно структурированных последовательных статьях, сформированных из разных текстовых и мультимедийных источников. Любое «почему», «как», «где», когда», «сколько» и и так далее получит мгновенный ответ в одном месте. Хотите воспользоваться выдачей в виде ссылок и самостоятельно проанализировать контент – пожалуйста. Но система это может сделать и за вас. Ключевая роль здесь отдается автоматизированной экспертизе качества контента – она будет опираться не только на пользовательские рейтинги, но и на внутренние фильтры. Проще говоря, анализ слов, стиля, заимствований и источников позволит отобрать только правильные данные, выкинув нерелевантные, неактуальные и ошибочные. 

Персональный робот от Google

Среди прочего группа Курцевейла в Google проводит интересный эксперимент: его команда изучает работу компьютерных сетей и сопоставляет ее с функционированием нервной системы человека. Курцвейл страшно увлечен роботами, именно ему принадлежит самое громкое, хотя и не самое ответственное, пророчество, сделанное еще в 2005 году в книге «The Singularity is Nea»: люди скоро «преобразуют биологию и будут существовать во Вселенной в качестве бессмертных киборгов». А комментируя свое новое назначение, футуролог часто говорил о Google как о кибернетическом друге – такой ему видится современная роль интернет-компании.

Все это – и задачи Курцвейла по созданию компьютерных аналогов нервной системы, и его компетенции в области искусственного разума, и стремление Google выйти за пределы интернета (Smart Glass, автомобили-беспилотники, часы и прочее), и разговоры про кибернетического друга – очень хорошо укладывается в робототехнический тренд последних 2 лет. 


Курцвейл уверен, что главная война трех гигантов, Google, Apple и Microsoft, в ближайшее двадцатилетие развернется на принципиально новом для всех троих рынке – рынке персональных роботов. 


Именно роботы станут логичным расширением поля применения для мобильных экосистем технологических корпораций. Кто-то, как в свое время Apple в случае со смартфонами и планшетами, должен сделать здесь первый шаг. После того как в Google появился Курцвейл, стало понятно: первый массовый персональный гуглоробот на Android не за горами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за ваш комментарий.
Он будет опубликован после проверки.